Священник Максим Приходько
21 декабря 2020 г.
Филон Александрийский о языке, или почему нельзя быть бакланом
http://orthodoxspain.com/filon-aleksandrijskij-o-yazyike,-ili-pochemu-nelzya-byit-baklanom
14 апреля 2016 г.
Страстная Седмица.
Текст обращения на радио.
Братья и сестры! В великопостном странствии остался последний, но самый важный рубеж – Страстная седмица.
Это особый период поста, в котором верующие люди сосредотачиваются уже не на самих себе, не на своем внутреннем состоянии, а на событиях Евангельских. Эти события – последние дни земной жизни Спасителя, которые начинаются Его торжественным Входом в Иерусалим. Христос является во Святом Граде как Царь. Многие люди приветствуют Его радостными возгласами и воздают Ему особые почести. Однако, явление Христа как долгожданного Мессии провоцирует в других людях противление и открытую вражду. У таковых сила и власть. Христа решают убить, предают Его на истерзания и умертвляют Его на кресте.
Христос — страдающий Мессия. Спаситель идет на этот путь добровольно, ибо так надлежит спасти род человеческий. Вставая на путь страдания, Христос берет на Себя бремя скорбей, неотъемлемо связанный с жизнью человеческой, в конце концов, Он принимает на Себя и смерть – главное наследие грехопадения. Безгрешный богочеловек приносит тем самым искупительную жертву за каждого из нас. Как и предсказывали пророки, он «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8,7).
Смысл Страстной Седмицы заключается в сопереживании страданий Христа. В церковном календаре, каждый день этой святой недели посвящен отдельному событию, самое важное начинается со среды. Великая среда – воспоминание предательства Христа его неверным учеником Иудой. Великий четверг – воспоминание Тайной Вечери – последней встречи Христа с учениками-апостолами и установление таинства Причащения, открывающего новый путь к Богу. В четверг все верующие люди стараются причаститься, стать участниками Тайной Вечери, участниками Нового Завета с Богом. Великая пятница – воспоминание крестной смерти Спасителя – самый строгий день поста. В церквях в этот день выносится Плащаница Спасителя для поклонения Христу, умершему ради жизни людей. Великая Суббота – воспоминание положения Христа во гроб, схождение Христа во ад и выведение из страшной темницы душ праведных людей. В этом году великая суббота совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
Наконец наступает главное событие – Воскресение Христово – победа над смертью, открытие дверей Небесного Царства.
Хочу заметить, что воспоминания евангельских событий в церкви, на богослужении, это не обычное воспоминание того, что было и прошло. Богослужебное воспоминание – это реальное участие в воспоминаемом. Богослужения Страстной Седмицы дают возможность как-бы оказаться рядом со Христом страдающим; прочувствовать и уразуметь Его жертву ради людей, проникнуть в тайну Спасения. Всем сострадающим Спасителю в богослужении Страстной седмицы, непременно откроется осознание смысла и великой радости Христова Воскресения. Как сказал апостол: «если с Ним страдаем, то с Ним и прославимся».
Братья и сестры, желаю вам достойно пройти самый ответственный период поста – Страстную седмицу и радостно встретить святое Христово Воскресение.
Крестопоклонная неделя.
Крест Христов: жизнь и смерть, связь и разделение
Очевидность нашего земного бытия говорит, что смерть – конец всего. Однако мы сознаем и вещи неумирающие, такие как любовь, добро, истина, красота – то, что в своей совокупности, называется в священном писании Царством Небесным. Только вечные блага вносят в нашу текучую жизнь некое постоянство, наделяют сиюминутное бытие смыслом. Проблема в том, что вечное небесное не удерживается в земном временном, оно размывается, затемняется, забывается в суете мира, находящегося в вечной борьбе между жизнью и смертью.
Однажды вся полнота благ вечных явилась уже не в наших смутных представлениях, а в реальном человеке – Спасителе, в Воплощении Сына Божиего. Благодаря Воплощению человечество соприкоснулось с небесной чистотой, божественной истиной, но, с другой стороны, пришествие в мир Сына Божиего выявляет, как никогда, все противление смерти жизни. Земная реальность восстает на Того, Кто не от мира сего и изгоняет Его. Путь Христа, Вечной Истины в земном мире был путем на Голгофу и закончился Распятием. Но на Кресте и совершается спасение мира. Крест Христов парадоксально являет нам смерть не как конец, а как новое Начало. Об этом говорится кондаке крестопоклонной недели:
«Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»».
В смерти Богочеловека смерть лишается своего «жала» — своей способности отнимать бытие. Христос в своей смерти не лишен бытия, напротив, Он это новое бытие утверждает. Принцип этой новой жизни есть всецелое послушание Богу, полная гармония с Его благой волей. Это и есть подлинная жизнь, какой она и должна быть. Смерть во Христе играет роль отрицания всяческой самости. В этом крайнем смирении «до смерти крестной» (Фил.2:8) Христос, в своем лице, достигает полноты единения человечества с Богом. Тем самым, смерть утверждает жизнь, Горний мир укореняется в нашем зыбком бытии.
В кондаке Кресту мы видим важную деталь – Крест Христов не просто упраздняет «огненный меч», преграду, отделяющую рай, Крест угашает огненность меча, делая возможным вход в Царство Небесное. Крест остается и замещением «меча огненного», то есть преградой, ограждающей Небесное Царство от мира, продолжающего жить во грехе, мира, в котором еще господствует смерть. «Слово крестное» для профанного мира является безумием, и те, кто не готов вместить смысл Креста Господня, так и остается по ту сторону бытия вечного. Итак, рай вновь стал доступным, но путь в него только один – через Христа — путь крестный, путь самоотречения, путь самоотдачи, путь жертвы ради Бога. И не надо забывать, что для мира этот путь безумен. Об этом и напоминает Церковь на Крестопоклонной неделе.
Два подвига
Мысли на Мариино стояние
Текст статьи размещен на сайте Православие.ру, для перехода на сайт необходимо нажать на заглавие статьи (Два подвига.)