Статьи и тексты

Священник Максим Приходько

21 декабря 2020 г.

Филон Александрийский о языке, или почему нельзя быть бакланом

http://orthodoxspain.com/filon-aleksandrijskij-o-yazyike,-ili-pochemu-nelzya-byit-baklanom

 

 

14 апреля 2016 г.

Страстная Седмица.

Текст обращения на радио.

Братья и сестры! В великопостном странствии остался последний, но самый важный рубеж – Страстная седмица.

Это особый период поста, в котором верующие люди сосредотачиваются уже не на самих себе, не на своем внутреннем состоянии, а на событиях Евангельских. Эти события – последние дни земной жизни Спасителя, которые начинаются Его торжественным Входом в Иерусалим. Христос является во Святом Граде как Царь. Многие люди приветствуют Его радостными возгласами и воздают Ему особые почести. Однако, явление Христа как долгожданного Мессии провоцирует в других людях противление и открытую вражду. У таковых сила и власть. Христа решают убить, предают Его на истерзания  и умертвляют Его на кресте.

Христос  — страдающий Мессия. Спаситель идет на этот путь добровольно, ибо так надлежит спасти род человеческий. Вставая на путь страдания, Христос берет на Себя бремя скорбей, неотъемлемо связанный с жизнью человеческой, в конце концов, Он принимает на Себя и смерть – главное наследие грехопадения.  Безгрешный богочеловек приносит тем самым искупительную жертву за каждого из нас. Как и предсказывали пророки, он «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8,7).

Смысл Страстной Седмицы заключается в сопереживании страданий Христа. В церковном календаре, каждый день этой святой недели посвящен отдельному событию, самое важное начинается со среды. Великая среда – воспоминание предательства Христа его неверным учеником Иудой. Великий четверг – воспоминание Тайной Вечери – последней встречи Христа с учениками-апостолами и установление таинства Причащения, открывающего новый путь к Богу. В четверг все верующие люди стараются причаститься, стать участниками Тайной Вечери, участниками Нового Завета с Богом. Великая пятница – воспоминание крестной смерти Спасителя – самый строгий день поста. В церквях в этот день выносится Плащаница Спасителя для поклонения Христу, умершему ради жизни людей. Великая Суббота – воспоминание положения Христа во гроб, схождение Христа во ад и выведение из страшной темницы душ праведных людей. В этом году великая суббота совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Наконец наступает главное событие – Воскресение Христово – победа над смертью, открытие дверей Небесного Царства.

Хочу заметить, что воспоминания евангельских событий в церкви, на богослужении, это не обычное воспоминание того, что было и прошло. Богослужебное воспоминание – это реальное участие в воспоминаемом. Богослужения Страстной Седмицы дают возможность как-бы оказаться рядом со Христом страдающим; прочувствовать и уразуметь Его жертву ради людей, проникнуть в тайну Спасения. Всем сострадающим Спасителю в богослужении Страстной седмицы, непременно откроется осознание смысла и великой радости Христова Воскресения. Как сказал апостол: «если с Ним страдаем, то с Ним и прославимся».

Братья и сестры, желаю вам достойно пройти самый ответственный период поста – Страстную седмицу и радостно встретить святое Христово Воскресение.

 

 

Крестопоклонная неделя.

Крест Христов: жизнь и смерть, связь и разделение

Очевидность нашего земного бытия говорит, что смерть – конец всего. Однако мы сознаем и вещи неумирающие, такие как любовь, добро, истина, красота – то, что в своей совокупности, называется в священном писании Царством Небесным. Только вечные блага вносят в нашу текучую жизнь некое постоянство, наделяют сиюминутное бытие смыслом. Проблема в том, что вечное небесное не удерживается в земном временном, оно размывается, затемняется, забывается в суете мира, находящегося в вечной борьбе между жизнью и смертью.

Однажды вся полнота благ вечных явилась уже не в наших смутных представлениях, а в реальном человеке – Спасителе, в Воплощении Сына Божиего. Благодаря Воплощению человечество соприкоснулось с небесной чистотой, божественной истиной, но, с другой стороны, пришествие в мир Сына Божиего выявляет, как никогда, все противление смерти жизни. Земная реальность восстает на Того, Кто не от мира сего и изгоняет Его. Путь Христа, Вечной Истины в земном мире был путем на Голгофу и закончился Распятием. Но на Кресте и совершается спасение мира. Крест Христов парадоксально являет нам смерть не как конец, а как новое Начало. Об этом говорится  кондаке крестопоклонной недели:

«Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»».

В смерти Богочеловека смерть лишается своего «жала» — своей способности отнимать бытие. Христос в своей смерти не лишен бытия, напротив, Он это новое бытие утверждает. Принцип этой новой жизни есть всецелое послушание Богу, полная гармония с Его благой волей. Это и есть подлинная жизнь, какой она и должна быть. Смерть во Христе играет роль отрицания всяческой самости. В этом крайнем смирении «до смерти крестной» (Фил.2:8) Христос, в своем лице, достигает полноты единения человечества с Богом. Тем самым, смерть утверждает жизнь, Горний мир укореняется в нашем зыбком бытии.

В кондаке Кресту мы видим важную деталь – Крест Христов не просто упраздняет «огненный меч», преграду, отделяющую рай, Крест угашает огненность меча, делая возможным вход в Царство Небесное. Крест остается и замещением «меча огненного», то есть преградой, ограждающей Небесное Царство от мира, продолжающего жить во грехе, мира, в котором еще господствует смерть. «Слово крестное» для профанного мира является безумием, и те, кто не готов вместить смысл Креста Господня, так и остается по ту сторону бытия вечного. Итак, рай вновь стал доступным, но путь в него только один – через Христа —  путь крестный, путь самоотречения, путь самоотдачи, путь жертвы ради Бога. И не надо забывать, что для мира этот путь безумен. Об этом и напоминает Церковь на Крестопоклонной неделе.

 

Два подвига

Мысли на Мариино стояние

Преподобная Мария Египетская

 

Текст статьи размещен на сайте Православие.ру, для перехода на сайт необходимо нажать на заглавие статьи (Два подвига.)

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *